воскресенье, 19 июня 2011 г.

La Cenerentola


Кто из нас не знает сказку о Золушке... И для меня это одна из любимейших сказок. Вкупе с моей нежной любовью к музыке вообще и классической в частности, я хочу рассказать об опере Россини со всем нам известным сюжетом.

Сразу предупреждаю - пост длинный и немного занудный, так что на любителя.
La Cenerentola - это Золушка по-итальянски. И это имя (попробуйте произнести быстро и с экспрессией - Ченерентола! Язык заплетается, верно?))) не раз звучит по ходу действия. Сюжет оперы, надо сказать, весьма заметно отличается от самой сказки - здесь нет мачехи, лишь пьющий отчим Дон Маньифико. Здесь принц (Дон Рамиро) меняется местами со своими камердинером Дандини (тоже не помните, верно?), чтобы увидеть дочерей Маньифико, так сказать, во всей красе. И...барабанная дробь! - здесь нет хрустальных туфелек! То есть вообще нет. Их место символически заменяет пара одинаковых браслетов - Золушка (которую на самом деле зовут Анджелина) сама отдает принцу один, когда просит найти ее. Кстати, еще в опере нет феи - есть воспитатель принца, Алидоро, который по совместительству исполняет функции доброй феи - сначала разведывает обстановку в доме Маньифико под видом нищего, затем помогает Золушке попасть на бал.

Несмотря на то, что в общем и целом это сильно отличается от известной нам версии, сказкой в опере все же, кхкхк, пахнет :) Во многом, благодаря музыке - нежной и игривой, подтверждающей, что все будет хорошо, непременно - не сейчас, так в следующем акте.

Вспомнив недавно об этой опере, я, со свойственной мне основательностью, посмотрела несколько постановок разных лет. Сразу скажу, что в качестве материала для слушания я предпочитаю  запись 1980 года: оркестр под руководством Gabriele Ferro, Золушка - Lucia Valentini Terrani, принц - Francisco Araiza, Дандини - Domenico Trimarchi, дон Маньифико - Enzo Dara, и, внимание - Алидоро - Alessandro Corbelli. К этому последнему мы еще вернемся :)

Почему именно эта запись...потому что на мой взгляд и голоса, и певческая техника исполнителей соответствуют моим ожиданиям от оперы и сюжета. Нравится мне, и все тут. Не претендую на истину в последней инстанции, но слушая запись, получаю истинное удовольствие..)))

Теперь про постановки, которые мне удалось посмотреть. Собственно, я обратила свое внимание на три из них:
французскую: 
Orchestre et choeurs de L`Opera National De Paris
Chef de choeurs - Denis Dubois

Angelina (Cenerentola) - Jennifer Larmore
Don Ramiro - Rockwell Blake
Dandini - Alessandro Corbelli  
Don Magnifico - Carlos Chausson
Clorinda - Jeanette Fischer
Tisbe - Glaire Larcher
Alidoro - Pietro Spagnoli

чикагскую (тоже 1996, как и французская)
Houston Grand Opera Chorus
Orchestra Houston Symphony
con. Bruno Campanella

Angelina (Cenerentola) - Cecilia Bartoli
Don Magnifico - Enzo Dara
Don Ramiro - Raúl Giménez
Dandini - Alessandro Corbelli
Alidoro - Michele Pertusi

и нью-йоркскую (Метрополитен Опера)


Дирижёр: Maurizio Benini Оркестр: Metropolitan Opera Orchestra

Angelina (Cenerentola) - Elīna Garanča
Prince Ramiro - Lawrence Brownlee
Dandini - Simone Alberghini
Don Magnifico - Alessandro Corbelli
Clorinda - Rachelle Durkin
Tisbe - Patricia Risley
Alidoro - John Relyea

И еще, давным-давно, еще по Культуре, я видела постановку с Россиниевского фестиваля 2000, но как-то она меня еще тогда не впечатлила...Вообще в свободном доступе на рутрекере есть еще примерно 7 постановок, кроме этих - но я решила ограничиться пока этими тремя.

Итак, теперь отдельно о каждой)Оговорюсь - я не знаток и ценитель, я руководствуюсь параметром нравится- не нравится. В каждой постановке есть и то, и другое.

Французская)) Рокуэлл Блейк в качестве принца - очень нравится. И пусть местами не совсем все гладко - хорош..)) Собственно, ради него и включила эту постановку в перечень)
Золушка тоже ничего. Хорошая такая Золушка, добротная. Не очень зацепила, если честно. Ну, и Дандини в исполнении Корбелли - красавец здесь, просто красавец, без эпитетов.
Сама постановка не очень чтобы блещет оригинальностью или какими-то находками...все хорошо - и не более.


 Сцена из второго акта, когда все открывается (ах, Блейк..)))


Чикаго: во-первых, Бартоли в качестве Золушки. Прекрасный голос, техника - изумительно. Но - ее Золушка лишена кротости, привычной нам мягкости. Конкретная там такая Золушка. По-моему, не совсем ее образ, хоть Бартоли и считается одной из эталонных испольнительниц этой партии. В общем, в некоторых местах было неорганично.

Принц в этой постановке тоже хорош - но, простите, это никак не отностится ни к его голосу, ни к самой постановке - прикус! Неправильный прикус! Бил мне в глаза! А так - красиво)

Дандини в исполнении все того же Корбелли в этой постановке просто блистателен. Особенно в образе принца - настоящий поддельный принц. Помимо прекрасно исполненной партии - отличная актерская игра. Уважаю.

   Сама постановка доставила удовольствие. Прежде всего, очень удачные и говорящие костюмы, вполне себе в стиле оперы-буфф (один костюм Дандини-принца приводит меня в умиление). Далее - оригинально решена проблема с многочисленной сменой декораций по ходу действия. Из находок постановки могу отметить платки, которые Дандини-принц разбрасывал в первом акте и те же платки ему вручил принц-камердинер во втором, когда приказал меняться местами обратно. Ну и по видео видно, насколько исполнителям доставляет удовольствие принимать участие во всем этом действии.



Сцена из первого акта практически со всеми героями, кроме сестер (которые тоже доставляют))))

И, наконец, Нью-Йорк и Метрополитен-Опера. Вообще уважаю постановки Мет за их оригинальность и неизбитость - еще с момента Онегина (с Хворостовским и дирижированием Гергиева - тоже есть на рутрекере). Золушка еще раз подтвердила высокий статус этого заведения.

Золушка-Елена Гаранча. Стопроцентное попадание, совпадение параметров голос/образ. Ее Золушка - милая, нежная и мечтательная, но сильная, умеющая чувствовать. Прекрасно исполненная партия, слушала с удовольствием.


Принц...)))принц в этой постановке - отдельная песня. Лоуренс Браунли - прекрасный тенор, с хорошими актерскими данными, но есть одно маленькое но, о котором, впрочем, даже такие варвары и бурбоны как я забывают на 3 минуте его присутствия на сцене. Браули - темнокожий тенор. На этом его недостатки (ну, может быть за исключением маленького роста еще) заканчиваются. Опять же - попадание постановки.


Отдельно его ария

Маленькая ложка дегтя во всем этом - Дандини-Альбергини (как дразнилка, кхкх)))). То ли баритон не в голосе был, то ли я чего не понимаю - но местами казалось, что не хватает сил для некоторых пассажей. После Корбелли это было весьма заметно. Что касается образа - никаких претензий быть не может. Красавец-мужчина..)
 



Корбелли в амплуа злого гения - Маньифико оочень понравился. Все тот же прекрасный голос и комический талант. Уважаю.

Сцена из первого акта

Сама постановка, как я уже говорила раньше - просто пир души :) Это и поломанный диван, и торт в последней сцене, где в роли свадебных фигурок - сами принц и Золушка, это и крылья Алидоро-наставника, это и обед во дворце, и каждый выход хора. В общем, раздолье.

Ну и почему я так акцентировала внимание на Корбелли как участнике постановок. Да потому что молодец дядечка! От десятилетия к десятилетию, меняя амплуа, он отлично вписывается в каждое новое прочтение этой оперы. И, да, уважаю!

Ну и моя любимейшая сцена в этой опере - дуэт Дандини и принца Zitto-zitto, piano-piano (Тише-тише, осторожно) - принц просит рассказать Дандини, каковы собой сестры. На что получает честный прямой ответ. АбАжаю)


В постановке Чикаго.

  Вот такой большой и занудный обзор :) Золушка - вторая любимая опера после Женитьбы Фигаро Моцарта. Да и вообще я поклонница оперы-буфф. Вот сейчас,например, на закачке стоит Дон Паскуале Доницетти с Анной Нетребко. Жду с нетерпением :) 

2 комментария:

  1. Hi dear Anna! Oh, I love fairytales and love so much Cinderella!!! Thanks for sharing this with us!!! And thanks for stopping by my blog!!! God bless! :D

    ОтветитьУдалить